Отношения между Южной Осетией и Россией находятся на столь высоком уровне, что формальное принятие Южной Осетии в состав России практически ничего не изменит. Об этом заявил эксперт по Кавказу, политолог, публицист, руководитель аналитического агентства Alte Et Certe Андрей Епифанцев в ходе Международной научно-практической конференции «Геополитика нового мира после августа 2008 года. Начало геополитического передела и конфликты на постсоветском пространстве».
Он обратил внимание на последние события в Крыму и юго-востоке Украины, которые, по словам эксперта, не могли не поднять вопрос о беспрецедентности вхождении Южной Осетии в состав России.
«Те отклики, которые мы слышали из Южной Осетии и некоторой части московского экспертного сообщества, говорят о том, что Южная Осетия больше терпела и страдала, почему бы ее не принять в состав РФ. И, наверное, эмоционально это можно понять. Но проблема в том, что реальная политика не строится на эмоциях, а в случаях с такими резкими шагами не строится и на прецедентности, и зачастую даже на международном праве. Это трагедия нашего времени. Мы живем во времени, когда международное право находится в глубоком кризисе и не может отвечать на все вызовы современности», - подчеркнул Епифанцев.
«Раньше мы строили свою методологию на основании всем известных двух равнозначных принципов международного права – признании нерушимости границ и права народа на самоопределение. При этом, каждая сторона выбирала именно тот принцип, который ей более приемлем в данном случае и основывалась на нем, что также приводило ситуацию в тупик. Потом во время Косово американцы несколько видоизменили этот принцип, сказав, что приоритетным является принцип нерушимости границ, но если часть народа подвергается агрессии, то тогда право на самоопределение выходит на первый план. И на этих условиях они признали Косово. Примерно в этом же ракурсе произошло признание Россией Южной Осетии и Абхазии», - сказал эксперт.
Донецк и Луганск, по его словам, сейчас подверглись агрессии гораздо в большей степени, чем Косово и Южная Осетия, но в данном случае никто не говорит о принципе применения агрессии, от которого отказались и США.
«Россия не находится в том положении, чтобы признать эти республики. Поэтому еще раз при всей эмоциональности вопроса, как бы нам не хотелось искать ответы на вопросы приема Южной Осетии в Россию на основе прецедентности международного права, это невозможно. Если международная ситуация складывается позволительным образом для какой-то страны, то она пользуется этим случаем и применяет для обоснования своих действий правовое объяснение. В Крыму такая ситуация сложилась, в Донецке и Луганске не сложилась. С принятием Южной Осетии в состав России тоже, на мой взгляд, не сложилась. Мы видим, какие международные силы ополчились против России, насколько напряжена ситуация. И требовать сейчас от России, чтобы Южная Осетия вошла в ее состав - не вовремя. Это реально обострит ситуацию и переведет ее на совершенно другой уровень», - уверен Епифанцев.
Грузинское политическое сообщество, продолжил он, с напряжением смотрит, как разрешится ситуация в Донецке и Луганске, и если Россия оставит эти республики, оно будет требовать от Запада расширения санкций, расширения таких же шагов и в отношении Южной Осетии и Абхазии.
Еще одно обострение ситуации, подчеркнул политолог, здесь совершенно не нужно.
«Мы видим, что санкции Евросоюза все-таки сильны, несмотря на то, что российские СМИ утверждают обратное. В долгом периоде эти санкции действительно повредят России. Хочет ли Осетия присоединения к России любым путем, даже если Россия при этом начнет слабеть? Запад совершенно не волнует судьба Донецка и Луганска, Южной Осетии. Он сейчас выступает против изменения сложившейся системы, против изменения тех отношений, когда Россия после распада СССР всегда была на положении младшего участника действий, когда ей говорили, что нужно подписать и она подписывала. Действуют постоянные двойные стандарты, и Запад не хочет, чтобы Россия их меняла», - отметил он.
В последние годы, по словам Андрея Епифанцева, сложилась ситуация, когда Россия постепенно встает с колен и меняет эти несправедливые условия игра. Он считает, что рисковать сейчас этим не продуктивно.
«Тем более, что наши с вами отношения находятся на столь высоком уровне, когда формальное принятие Южной Осетии в состав России не изменит практически ничего. Важно смотреть на тенденции, которые в этой ситуации положительные. Рано или поздно это случится. 200 лет Грузия призывала Россию включить ее в свой состав, 20 лет это делал Крым, а случилось это за 20 дней. Так ускоряется история. Это будет повторяться и здесь можно обрисовать несколько ситуаций. Первое - это увеличение интеграции в рамках Таможенного союза и создаваемого Евразийского сообщества. Пока здесь тоже немного, чем можно похвалиться, ситуация развивается, нужно работать в этом направлении, и если в какой то момент Южная Осетия и Абхазия станут членами Таможенного союза, это будет положительно», - отметил эксперт.
Кроме того, Россия, по его словам, неоднократно подчеркивала, что прием Грузии в НАТО - это некая красная черта, пересечение которой должно повлечь за собой принятие Южной Осетии в состав России. «И нужно публично говорить, что если движение Грузии в НАТО перестанет быть просто риторикой, а начнутся реальные шаги, то Россия просто примет Южную Осетию в свой состав», - заявил Епифанцев. Он добавил, что любые ошибки в области хозяйственного и государственного строительства отодвигают тот день, когда Южная Осетия может стать частью России.
«Должны быть успехи в государственном строительстве и здесь никто этого за вас не сделает. Чем успешнее вы будете внутри, тем успешнее вы будете снаружи», - заключил Епифанцев.
Источник: