29 октября в Сухуме, в гостинице “Интер-Сухум” состоялась пресс-конференция Станислава Лакоба, освобоженного в понедельник, 28 октября, с поста секретаря Совета безопасности РА, и депутата парламента Аслана Кобахия. В указе президента причина оставки Лакоба не названа.
Станислав Лакоба рассказал о своих принципиальных разногласиях с президентом по вопросу паспортизации населения Восточной Абхазии и причине его отстранения от должности секретаря Совбеза РА.
«Я думаю, причина ясна. В данной ситуации, мне кажется, было невыгодно указывать причину. Но, судя по всему, долго искали причину или повод, но, в общем-то, не пришли, видимо, к единому мнению, и появился такой указ», - сказал С. Лакоба.
Станислав Лакоба, будучи секретарем Совбеза еще при президенте Сергее Багапше, в августе 2009 уходил в отставку. «Я не в первый раз оказываюсь в таком положении, но обычно я уходил молча, не давал пресс-конференций. Единственное, в августе 2009 года, когда я ушел по такой же причине, как и сейчас, я дал интервью газете «Чегемская правда», где высказал свою точку зрения. Вы помните события 2009 года в парламенте. Но мало кто знает, что происходило тогда в Совете Безопасности. Я выступил тогда против того, чтобы массово раздавать паспорта жителям Восточной Абхазии известной национальности и сказал, что нужно дифференцированно подходить к этому вопросу. Кто такие гальцы, которые, на самом деле, хотят интегрироваться в абхазское общество? Это несколько тысяч пенсионеров, получавшие тогда абхазскую пенсию; это студенты, обучавшиеся в АГУ; это те люди, которые служили в абхазской армии. Кстати, есть люди, которые служили в абхазской армии, а потом учились в университете, но не имели абхазское гражданство и паспорта… Естественно, я говорил о том, что надо предоставлять вид на жительство, а не проводить массовую паспортизацию. Это общепринятая практика», - сказал Лакоба.
По его словам, далеко не все жители Галского района лояльны к Абхазии. Он напомнил о том, что, по данным СГБ, в числе тех, кто подал документы на получение абхазского гражданства и паспорта, 129 человек воевали против Абхазии.
«Тогда (в августе 2009 г. – АП) я много говорил о том, что у нас двойное гражданство с Россией. С Грузией у нас нет двойного гражданства, и это (массовая паспортизация- АП) нарушало закон о гражданстве, целый ряд документов, абхазское законодательство. Обо всем этом было тогда сказано четко и ясно, и я ушел», - напомнил С. Лакоба.
Вопрос о недопустимости массовой паспортизации грузинского населения поднимал и Рауль Хаджимба в бытность вице-президентом (в мае 2009 года он оставил пост вице-президента – АП).
«Есть общенациональные принципы, за которые мы тогда пытались стоять горой и не дать возможности, чтобы такая практика получила дальнейшее применение. Я был в полной уверенности, что этот процесс остановлен или идет очень вяло. И вдруг на заседании Совбеза 5 июля 2012 года прозвучало требование президента о том, чтобы выдавали паспорта, документы и гражданство через созданные районные комиссии»», - сказал Лакоба.
Лакоба считает серьезным нарушением законодательства республики предоставление абхазского гражданства жителям Галского района, имеющим грузинское гражданство. Таким людям должен предоставляться вид на жительство. Нелегитимны и комиссии, созданные при администрациях Галского, Очамчирском и Ткуарчалского районов.
«Фактически существовала комиссия при президенте, рассматривавшая заявления русскоговорящих граждан, которые подавали документы либо на восстановление, либо на получение гражданства и отдельная комиссия, которая существовала для представителей грузинской (мегрельской) национальности. Вы все хорошо знаете, к чему это могло привести, если даже по данным, которые представили в МВД, порядка 25 тысяч в этих районах уже получили гражданство Абхазии, будучи практически все гражданами Грузии, - сказал С. Лакоба. - Опять же хочу сказать, что очень многие гальцы, которые не покидали Галский район, постоянно находились там, не имеют гражданство. Очень многие имеют гражданство – не имеющие отношения к Галском району и живущие в Грузии».
Он назвал «совершенно вопиющим фактом» и угрозой безопасности Абхазии то, что среди тех, кто получил абхазские загранпаспорта, немало жителей Грузии, которые в условиях визового режима с Россией, получали возможность через территорию Абхазию проезжать в Россию и находиться там в течение 90 дней.
По словам Лакоба, невозможно получит точные данные о количестве утерянных или испорченных паспортных бланков.
«Естественно, как секретарь Совета безопасности, который должен предупреждать об угрозах, которые могут быть в стране, я неоднократно после заседания 5 июля 2012 года говорил на эту тему один на один с президентом, с отдельными членами Совбеза, министром внутренних дел, председателем СГБ, премьер-министром, главой президентской администрации… Несмотря на кризис в моих отношениях с президентом я пытался урегулировать этот вопрос, остановить процесс паспортизации. Но никакого понимания не нашел, более того, мне стали говорить, что никакого вида на жительство в законе нет, что все это абсурд, анахронизм… Я понял, что эти люди вообще не хотят соблюдать законодательство, Конституцию, Положение о Совете Безопасности», - считает экс-секретарь СБ РА.
Лакоба уверен в том, что если бы вопросом паспортизации не занялся парламент (там была создана рабочая комиссия по изучению законности паспортизации в Галском, Очамчирском и Ткуарчалском районах - АП), ситуация еще более осложнилась бы и, в конечном итоге, повлекла за собой пересмотр итогов войны и ползучую реинтеграцию Абхазии в состав Грузии.
Возмущение С. Лакоба вызывает и то обстоятельство, что при проведении заседаний Совбеза президент игнорировал положение о СБ РА, на заседания приглашали людей, не имеющих отношения к этой структуре. В качестве примера он привел заседание Совбеза от 30 апреля 2013 года, на котором обсуждался вопрос паспортизации, куда пригласили депутата парламента от Галского района и главу Администрации.
«Собрал президент своих сторонников и решил на этом заседании (30 апреля 2013 г. – АП) со мной расправиться, по большому счету, но ничего не получилось», - сказал Лакоба.
Он также возмущен тем, что, несмотря на выводы парламентской комиссии, не были наказаны конкретные лица, виновные в массовой паспортизации.
Он считает абсолютно безосновательными обвинения в национализме и игнорировании прав граждан – жителей Галского района.
С. Лакоба объяснил и то, почему он сам, несмотря на обострение отношений с президентом, не подал в отставку.
По его словам, 23 октября к нему пришел руководитель Администрации президента и предложил подать в отставку, так как президент не может с ним работать, либо, уйти на время в отпуск. «Это я с ним не могу работать, а не он со мной… И, вообще, с ним вряд ли кто-то сможет работать», - ответил Лакоба.
«Я говорил до этого президенту, что он может подписать указ, и я уйду, но по собственному желанию я не уйду, потому что он не прав. Но это видимо не устраивало - подписывать указ», - сказал Лакоба.
Экс-секретарь Совбеза считает, что в его конфликте с президентом нет ничего личного.
«Никаких личных противоречий между нами не было. Я всегда ставил только те вопросы, которые касаются государства, безопасности и нашего общества», - подчеркнул Станислав Лакоба.
Указ о своем освобождении он назвал по сути указом об освобождении президента, поскольку недопустимо «по пол года не собирать Совет безопасности, когда в стране происходят резонансные убийства, такие, как убийство дипломата Вишернева с женой, бизнесмена Клемантовича… и многое другое».
Лакоба выразил благодарность парламентской комиссии, благодаря работе которой удалось остановить процесс массовой паспортизации жителей Восточной Абхазии.
Лакоба ответил на многочисленные вопросы журналистов и представителей общественности, пришедших на пресс-конференцию.
На вопрос о дальнейших планах, Станислав Лакоба ответил: «Я всегда был свободным человеком. Если я ушел, это не значит, что я оказался где-то. Конечно, буду причастен к каким-то общественным вопросам. Что касается разговоров о моих президентских амбициях, то они не выдерживают никакой критики. Во-первых, мне уже больше 60 лет. Я уже пенсионер. Во-вторых, мне это совсем не нужно. Там есть некоторые обстоятельства, и вы о них знаете, по которым это невозможно. Могут спать спокойно. Абсолютно никаких амбиций нет куда-то идти. Просто хочется, чтобы у нас было нормальное государство и нормальное общество. Если мы не соблюдаем законодательство, о чем можно говорить. Полгода не созывается заседание Совета Безопасности, потому что я не нравлюсь кому-то. Он, что не мог встретиться и поговорить? У меня тоже не было никакого желания с ним говорить. Но это же ненормально, когда в стране такое происходит».
Указ президента об освобождении Станислава Лакоба от должности секретаря Совбеза Абхазии не стал неожиданностью и связан с вопросом паспортизации в восточных районах республики, считает депутат парламента Аслан Кобахия. Он возглавлял Комиссию по изучению законности паспортизации в Галском, Очамчирском и Ткуарчалском районах республики.
Аслан Кобахия подробно рассказал на пресс-конференции о работе комиссии, неоднократных встречах с секретарем Совбеза Лакоба. Кобахия подчеркнул, что активная деятельность комиссии началась с выступления секретаря Совбеза в парламенте в мае 2013 года. Он напомнил, что на то заседание парламента был приглашен президент, но не пришел.
Кобахия считает абсолютно обоснованным доводы Станислава Лакоба об опасности массовой паспортизации грузин для Абхазского государства.
Источник: