На сегодняшний день инвестиционная деятельность в Абхазии развивается достаточно активно. Увеличивается число предприятий с участием иностранных инвесторов. Однако для серьезных сдвигов необходим структурный анализ факторов, тормозящих развитие успешной инвестиционной практики.
Основными проблемами на пути к созданию благоприятного инвестиционного климата во многих странах мира являются несовершенство законодательства в сфере инвестиционной деятельности и/или сложности, возникающие уже на этапе реализации проекта. Избирательность закона, несовершенство института исполнения судебных решений, угроза безопасности инвестиций, наличие коррупционной составляющей и отсутствие информационной инвестиционной политики, направленной на просвещение, привлечение и поддержку инвесторов, все это сдерживающие факторы, мешающие предпринимателям начать инвестиционную деятельность в том или ином государстве.
Что касается законодательства Республики Абхазия. В 2013 г. был утвержден новый закон об инвестиционной деятельности, который включает в себя много дополнительных понятий, условий и преференций для инвесторов. В частности, увеличился комплекс правовых гарантий и механизмов защиты прав инвесторов.
Об этой актуальной проблеме мы поговорили с некоторыми специалистами, опытными и заинтересованными людьми. По мнению Олега Папаскири, партнера консалтинговой компании «Александров и Папаскири», новый закон предоставляет иностранным инвесторам режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый национальным инвесторам. Так, устанавливаемые на территории Абхазии тарифы на водоснабжение, энергоснабжение, подключение к сетям, услуги транспорта, объекты инженерной инфраструктуры, необходимые для обеспечения жизнедеятельности объектов инвестиционной деятельности, не могут дифференцироваться в зависимости от того, является инвестор иностранным или национальным.
– Другой немаловажный аспект – орган государственного управления, ответственный за координацию и фактическую реализацию инвестиционной политики республики. Роль этого органа исполняет Министерство экономики Абхазии. В случае конфликтных ситуаций стороны могут обратиться в Министерство экономики Абхазии, на которое возложена обязанность содействовать инвесторам в разрешении споров, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности. Также закон установил, что все неустранимые сомнения, коллизии и неясности законодательства Республики Абхазия об инвестиционной деятельности при спорах государства с инвестором трактуются в пользу инвестора, – утверждает Олег Папаскири. – Особенно важно, что новый закон дает возможность инвестору решать споры путем обращения в компетентные судебные органы иностранных государств, например, в судебные органы Российской Федерации, или в третейский суд (коммерческий арбитраж), в том числе иностранный.
В числе возможных путей совершенствования закона Олег Папаскири видит включение в него положений, необходимых для реализации отдельных этапов инвестиционного проекта, с момента подачи первичной заявки на стадии бизнес-идеи и до его завершения, включая процедуры защиты прав и интересов с помощью судебных и внесудебных инструментов.
– В ряде стран мира, в том числе в России, Беларуси, Казахстане, действующее инвестиционное законодательство такие процедуры предусматривает. Закон содержит также ряд положений, которые могут нести опасность злоупотребления со стороны чиновников. Так, статья 10 регламентирует необходимость «соблюдения баланса между публичными интересами и интересами инвестора». В то же время, в ней не содержится определение для термина «публичный интерес». Здесь требуется четкое разграничение публичных интересов (т.е. интересов государства) и интересов частного инвестора, особенно в проектах, которые реализуются в формате государственно-частного партнерства, – считает О.Папаскири.
Кирилл Базилевский, заместитель генерального директора ООО «Технопарк», координатор партнерства «Абхазские проекты», обновленный закон считает серьезным шагом вперед для решения проблем улучшения инвестиционной привлекательности Абхазии – ряд статей содержит четкие определения, необходимые для работы инвесторов в республике.
– С другой стороны, некоторые положения неконкретны, вызывают большие сомнения в их эффективности при практическом применении, особенно вопросы защиты прав инвесторов и нормального функционирования Уполномоченного органа, – говорит он. – Кроме того, в законе явно виден перекос в сторону привлечения инвестиций именно в государственные проекты, а статья об инвестиционном партнерстве является, по большому счету, формальностью.
Координатор партнерства «Абхазские проекты» вносит следующие предложения для достижения успехов в сфере инвестиционной деятельности: 1. Создание прозрачной системы регулирования рынка недвижимости и аренды земельных участков, что подразумевает создание соответствующих реестров. В ее отсутствие инвесторы будут сталкиваться со всевозможными проблемными ситуациями. 2. Изменения в законодательстве о страховании бизнеса, которое на сегодняшний день на практике, можно сказать, отсутствует. Необходимы качественные реформы в банковской сфере, особенно, в вопросах кредитования.
- Создание системы сертификации продукции, принятие законодательных актов в области государственных закупок, по типу действующих в РФ ФЗ №223,№44, для создания возможности коммерческим организациям (в том числе с иностранным капиталом) участвовать на относительно прозрачных и конкурентных условиях в поставках товаров, работ, услуг для государственных нужд.
- Необходим консультационный орган с участием российских представителей, который будет оказывать содействие российским предпринимателям во взаимодействии с уполномоченными органами в сфере инвестиционной деятельности республики Абхазия.
Инвестиционная практика в Абхазии сегодня
На сегодняшний день в Абхазии успешно развивается бизнес инвесторов из разных стран. Доминирующую роль играют Россия и Турция, но среди крупных инвесторов также предприниматели из Индии, Китая и других государств. Александр Ченгелия – президент компании ООО «Черноморские природные ресурсы», учредителем которой является российско-индийская компания, ответил на вопросы, связанные с инвестиционной практикой этого предприятия.
– Насколько сложно иностранному инвестору вести бизнес в Абхазии? Каковы главные факторы успеха?
– Исходя из личного опыта работы с потенциальными инвесторами, могу сказать, что главными составляющими в принятии ими решения о вхождении с бизнесом в Абхазию являются:
а) экономическая целесообразность и выгода, и, конечно, наличие понятной законодательной базы. В этом плане наши законы в целом удовлетворительны, особенно последняя редакция закона об иностранных инвестициях. Льготы и преференции, предоставляемые инвесторам, как внешним, так и внутренним, в зависимости от вклада в уставный капитал, играют хорошую стимулирующую роль в пользу инвестирования;
б) личностный (субъективный) фактор или наличие хороших, дружеских, доверительных отношений между инвестором и человеком, который представляет Абхазию. Здесь следует понимать, насколько важно правильно организовать коммуникационные каналы – предоставить правовую, политическую, экономическую, историческую и даже культурологическую информацию. Аргументы по привлечению инвестора должны быть убедительны, интересны и понятны. Причем реализация того или иного проекта должна происходить при содействии и прямой ответственности государственного чиновника. Когда чиновник представляет экономический блок, персонально отвечает за реализацию проекта и за развитие реального сектора экономики с участием внешнего или внутреннего инвестора, бюрократическая волокита и всякого рода препоны снижаются до минимума.
– Какие были сложности у предприятия «Черноморские природные ресурсы» на этапе становления бизнеса? И как Вы их преодолели?
– Инвестор, который решился вложить ресурсы в восстановление шахт Ткуарчала, сам по себе серьезная удача. Считаю, большую роль сыграли личные связи с российскими чиновниками и бизнес-кругами, которые направили потенциального инвестора в Абхазию, желая получить доступ к коксующим углям ткуарчалского бассейна. Второе – это эффективно проведенная работа по предоставлению всего массива информационно-технической документации и аналитических расчетов, которые позволили ответить на возникающие вопросы. Эта профессиональная работа была проведена ИТР Шахтоуправления совместно с инженерными группами от инвестора.
Такого рода масштабные проекты должны проходить под личным контролем руководства правительства и при поддержке всех структур власти. Непонимание или нежелание понимать плюсы такого рода инвестиционного проекта, предусматривающего значительные вложения в производство и социальную сферу, может говорить либо о непрофессионализме, либо о наличии коррупционной составляющей.
– Какие изменения Вы бы внесли в существующее законодательство?
При значительных вложениях финансовых ресурсов в проекты, относящиеся к реальному сектору экономики, государство должно оказывать содействие инвестору, предоставляя коммуникации и соответствующую инфраструктуру. При отсутствии таких возможностей у государства и в случае, если инвестор создает необходимую для своей деятельности сеть коммуникаций и инфраструктуры, это должно быть в будущем учтено в расчетах по налогам и платежам.
– Считаю, в отдельных случаях, инвестор, который на деле показал серьезность намерений и вложил значительный капитал в развитие экономики Абхазии, может в качестве поощрения получить гражданство Республики Абхазия.
– Какие советы Вы дали бы потенциальному инвестору? Какие ошибки могут сыграть ключевую роль в провале коммуникаций?
– Актуальным считаю создание соответствующего государственного электронного информационного канала (портала) или соответствующей компании, которая на бесплатной основе могла бы предоставлять информацию по нашему законодательству, налоговой системе, приоритетных проектах в области сельского хозяйства, промышленности, туризма и других, для всех, кто желает инвестировать в экономику Абхазии.
В данное время отсутствие такого рода работы во многом компенсируется плодотворной деятельностью ТПП РА, масштабные и всесторонние связи которой создают благоприятное информационное поле для привлечения потенциального инвестора, в том числе и для индийско-российской компании.
На сегодняшний день наиболее привлекательной сферой для иностранных инвесторов в Абхазии является туризм – именно здесь сосредоточена доминирующая часть российских инвестиций. Гостиничные комплексы, кафе и рестораны, расположенные в самых разных городах страны, успешно развиваются на протяжении многих лет. Это гостиницы Alex Bitch Hotel 4* (г.Гагра), «Атриум-Виктория» (г.Сухум), рестораны «Гуада» (г.Новый Афон), «Country Chiken» (г.Сухум) и многие другие. Кстати, ресторан быстрого питания «Country Chiken» – первый в Абхазии международный бренд, открытый по франшизе австралийской компании.
Амиран Лагвилава – учредитель ресторанов «Гуада» и «Кантри Чикен», работающий совместно с российским предпринимателем Алексеем Адикаевым, поделился своими взглядами на достоинства и недостатки абхазской экономической системы.
– Абхазия – как чистый лист. Сюда смело можно привозить любую идею, даже ту, которая реализована у нас в том или ином виде. Ввиду того, что многие сегменты рынка в Абхазии не заполнены, внедрение успешно реализованного в другой стране проекта здесь сулит большие перспективы. Если говорить о наших собственных предприятиях, то успех «Кантри Чикен» – это, прежде всего, системный подход к реализации проекта, успех «Гуады» – также результат реализации современного европейского подхода в полном его понимании. Мы показали, что в Новом Афоне ресторан может быть не менее успешным и популярным, чем в других городах Абхазии. Все это говорит о больших перспективах грамотной бизнес-идеи в нашей стране.
– Среди других важных достоинств Абхазии – транспортная доступность. Такие большие страны, как Китай, смогли сделать экономический рывок только после решения проблем транспортного сообщения в стране. Что бы я посоветовал потенциальным инвесторам – делать все официально, воздержаться от любых устных соглашений, и, главное, все траты должны быть зафиксированы и прозрачны. Человек или компания, которые хотят реализовать свою деловую инициативу в Абхазии, смогут это сделать у нас, и при грамотном подходе успех им гарантирован. Но есть и реалии, с которыми нужно активно бороться. На сегодняшний день все, что реализовано в Абхазии, связано с личными отношениями. В мире огромное количество инвесторов, повторяю, ИНВЕСТОРОВ, а не спонсоров, а вероятность их дружеских связей с абхазскими предпринимателями – очень невелика. В связи с этим необходимо создать понятные и прозрачные правила игры – систему, в которой ключевую роль будут играть не имя и отношения, а идея и проект. Чтобы, не имея дружеских связей с гражданином Абхазии, потенциальный инвестор мог, изучив наше законодательство, разобраться в ситуации и принять решение. Как только мы выстроим эту систему, инвестиции увеличатся в разы. Кроме того, существующее налоговое законодательство нуждается в совершенствовании. Для начала нужно вывести из тени реальный оборот, который сегодня многократно превышает задекларированный. В качестве одного из решений считаю возможным на первых порах установить вмененный налог с любой операции, разбить налоги по группам, и это позволит увидеть реальную картину и развивать полноценную налоговую систему.
Амиран Лагвилава добавил, что информационная поддержка предпринимателей также играет очень важную роль. Он напомнил, что в Абхазии существуют профессиональные отраслевые гильдии, учрежденные Торгово-промышленной палатой РА, и они – участники гильдий – всегда готовы проконсультировать и помочь потенциальному инвестору в любом интересующем его вопросе.
Информационная политика – для поддержки инвесторов
Информационная политика по привлечению и поддержке инвесторов в Абхазию реализуется Торгово-промышленной палатой на самых разных уровнях. Это – подготовка аналитических обзоров по состоянию рынка, регулярных экономических рейтингов, информационных буклетов на разных языках, рассказывающих потенциальному инвестору о перспективных сферах Абхазии, организация выставок и презентаций в разных городах мира, а также содействие в обеспечении коммуникаций, как с возможными бизнес-партнерами, так и с представителями государственной власти.
Источник: