Сложную ситуацию, в которой оказалась Абхазская православная церковь со времен грузино-абхазской войны начала 1990-х, вот уже 20 лет пытаются разрешить Грузинская и Русская православные церкви и светские власти Абхазии, но разрешить конфликт, раскалывающий православных верующих и духовенство республики, пока не удается.
Предстоятель Русской православной церкви и новоизбранный президент Абхазии договорились сообща решать непростые вопросы церковной жизни, сложившиеся в регионе; соглашение об этом было достигнуто во время встречи патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Раулем Хаджимбой в Москве, сообщил РИА Новости глава патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков.
Территория Абхазии де-юре остается в духовной юрисдикции Грузинской православной церкви, которую та получила в период советской власти после восстановления Грузинского католикосата. Однако де-факто с начала 1990-х годов Грузинская церковь почти утратила контроль над регионом и верующими. Сейчас в Абхазии почти нет грузинских священников, а окормлением верующих занимается духовенство РПЦ.
"Русская православная церковь активно действует для того, чтобы преодолеть ту непростую ситуацию, которая сложилась в церковной жизни Абхазии. Не секрет, что на протяжении многих лет ситуация там сложная и требует разумных подходов. Русская православная церковь, несомненно, признает каноническую территорию Грузинского патриархата в Абхазии, но вместе с тем делает все от себя зависящее для возможной нормализации церковной жизни страны и ее канонического устройства", — подчеркнул Волков.
Он добавил, что Московский патриархат сегодня находится в тесном контакте с Грузинской православной церковью, а диалог с властями также может способствовать разрешению ряда проблем.
"Мы рассчитываем на дальнейшее положительное и конструктивное развитие этого общения, которое связано с избранием нового президента Абхазии. Он декларировал готовность к диалогу и к тому, что властями этой страны будет уделено особое внимание к церковной ситуации в Абхазии", — отметил глава патриаршей пресс-службы.
Собеседник агентства заметил, что "говорить о каких-либо конкретных договоренностях пока еще рано". "Главное, что есть диалог, есть совместное понимание необходимости решения тех проблем, которые существуют. Это была первая встреча патриарха с новоизбранным президентом, поэтому стоит надеяться, что в дальнейшем этот диалог приведет к ощутимым результатам", — заключил Волков.
Абхазское православие сегодня
Контроль над регионом и верующими Абхазии Грузинская православная церковь утратила вследствие грузино-абхазской войны 1992-1993 годов. Тогда большая часть грузинского духовенства по политическим причинам вынуждена была покинуть территорию Абхазии. Духовную жизнь региона стала восстанавливать небольшая группа местных приходских священников. Они составили епархиальный совет и избрали временно управляющим Сухумо-Абхазской епархии иерея Виссариона Аплиаа. Тогда же при поддержке Русской церкви несколько абхазов получили духовное образование и были рукоположены в священнический сан.
В 2009 году Виссарион Аплиаа зарегистрировал новую церковную структуру — Абхазскую Православную Церковь с неурегулированным самопровозглашенным автономным статусом. Незадолго до этого он просил Московского, Грузинского и других православных патриархов восстановить Абхазскую Православную Церковь, прекратившую свое существование в 1795 году. Несмотря на то, что предстоятели отказали ему в этой просьбе, Абхазская православная церковь была официально зарегистрирована.
В 2010 году в регионе появилась еще одна православная структура — так называемая Священная митрополия Абхазии. Создание последней было инициировано несколькими клириками, вышедшими из подчинения иерея Виссариона Аплиаа, и пытающимися "перетянуть" Абхазию под омофор Константинопольского патриархата. При активной поддержке некоторых прозападно настроенных политиков раскольники пытались воздействовать на национальные чувства и самосознание абхазцев, однако особого успеха не добились.
В этой непростой духовной ситуации Русская православная церковь, как могла, продолжала оказывать помощь верующим Абхазии, пытаясь содействовать в разрешении проблемы в рамках церковно-правового поля.
Источник: