По данным центрального архива Министерства Обороны РФ, при выполнении самолётом учебного задания произошла авария мотора, вследствие чего он затонул на морском полигоне города Гудауты. Катастрофа произошла 20 июля 1944 года. Тогда погибли три члена экипажа. Судно пролежало на морском дне несколько десятков лет, и два года назад, рыболовы, случайно зацепили винт самолёта и вытащили на сушу. Специалисты, изучив фрагмент, установили марку, место и причину гибели самолёта. Сегодня, обнаруженный фрагмент был передан в Абхазский государственный краеведческий музей.
Два года назад, в марте, экипаж рыболовецкого сейнера под командованием капитана второго ранга Лаврика Ахба вышел в море на очередной рыбный промысел. На афонской площадке, около двух миль от берега, судно стало буксовать, и когда были подняты сети, обнаружили необычную находку - винт от самолета.
Фрагмент был доставлен в Аэропорт имени Владислава Ардзинба, где в течение двух лет специалисты изучали его. На нем оказалась заводская бирка, которая позволила провести расшифровку данных. Как оказалось, трехлопастной цельный металлический винт, довольно сложной конструкции, является фрагментом американского бомбардировщика Дуглас А-20 Бостон, более распространённое название «Хейвак». Он был произведён в США и поставлен в Советский союз по программе Ленд - лиз. Это государственная программа, по которой США передавали своим союзникам во второй мировой войне: боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье. Этот летательный аппарат находился на вооружение ВВС Черноморского флота.
70 лет тому назад, 20 июля, военный самолёт, вылетев с Гудаутской военной базы, отрабатывал учебное бомбометание по морским целям. При повторном заходе произошли неполадки с правым мотором, самолёт начал крениться, потерял высоту и упал в море. Самолёт и все члены экипажа затонули. Эти данные после официального запроса были получены в архиве Министерства обороны РФ. Это донесение о чрезвычайном происшествии командира 3-й авиационной эскадрильи 4-ого военно–морского авиационного училища от 22 июля 1944 года. И вот спустя 70 лет останки самолета были обнаружены.
Самому старшему члену экипажа, курсанту – летчику Гусеву, было 21 год. Двум другим, курсанту-штурману Беляеву и курсанту – радисту Обрубову по 19 и 18. Они до сих пор считаются пропавшими без вести. Сотрудник АБИГИ Николай Медвенский оказывал помощь и содействие в установлении причины гибели самолета, следующий этап, по его словам, это поиск родственников членов экипажа.
18 июля фрагмент военного самолёта передали в дар Абхазскому государственному краеведческому музею. 20 июля 2014 года, в день 70-летия гибели самолета, все, кто занимался поисковыми работами, выйдут в море и опустят венки в память погибшим защитникам Отечества.
Источник: