И.о. вице-премьера Беслан Бутба подверг резкой критике политику бывших властей по развитию сельского хозяйства.
30 июня распоряжением Кабинета министров была создана рабочая группа, в состав которой наряду с представителями Минсельхоза и НИИ сельского хозяйства АНА включены шесть независимых экспертов по сельскому хозяйству.
Группа в срок до 10 июля должна была провести мониторинг многолетних насаждений и представить подробную базу данных по каждому участку многолетних насаждений (местонахождение, характеристики земельного участка, наименования растений, количество и возраст многолетних насаждений, состояние многолетних насаждений и степень их изреженности, наличие и состояние сопутствующих коммуникаций).
И.о. вице-премьера Беслан Бутба вместе с участниками рабочей группы ознакомил в среду, 16 июля, журналистов с некоторыми итогами мониторинга реализации проектов по закладке многолетних насаждений за счет средств государственного бюджета Абхазии.
Беслан Бутба вместе с независимыми экспертами Вячеславом Ануа и Рафаэлем Отырба сообщили о том, что некоторые плантации в заброшенном состоянии. В качестве доказательства были показаны фотографии. При этом плантации таких коммерческих структур, как ООО «Вина и воды Абхазии» и «Фруктовая компания» вполне ухожены.
Речь идет о плантациях, общая территория которых составляет 1 345 га. Земли находятся в аренде у НИИ сельского хозяйства сроком на 25 лет. В Абхазии планировалось заложить плантации 16 видов культур. Это виноград, яблоки, киви, фейхоа, орех, айва, хурма, гранат, черешня и др..
Беслан Бутба заявил, что бывшее руководство республики нерационально осваивало российскую финансовую помощь, а это более 400 млн рублей, выделенных за последние три года Абхазии на возрождение сельскохозяйственной отрасли.
По словам Бутба, Минсельхоз никак не участвовал в проекте посадки многолетних насаждений. О состоянии дел на плантациях не знали и управления сельского хозяйства администраций ряда районов, поскольку собственниками этих полей является только НИИ сельского хозяйства.
Недоумение независимых экспертов вызывает и тот факт, что цех по переработке меда и овощехранилище строятся на территории НИИ. У НИИ сельского хозяйства значительные задолженности перед своими сотрудниками - 78 млн рублей. Несмотря на задержки с поступлением российской финансовой помощи и долги за прошлые годы, институт продолжал закладку новых.
Люди, которые были заняты в этих проектах, должны стать собственниками плантаций, - считает и.о. вице-премьера Беслан Бутба. Этот вопрос и механизм передачи земель в собственность будет рассматриваться на встрече правительства с исполнителями проекта.
«Очень важно найти выход из сложившейся ситуации. В схеме НИИ существуют заказчики и подрядчики. Это наши люди, которые закладывали плантации. Единственный выход сегодня - чтобы исполнители и подрядчики стали хозяевами этих полей, чтобы их трудом при финансовой помощи правительства спасти эти поля. Другого выхода нет», - заявил Бутба.
Беслан Бутба считает ошибкой прошлых властей ненаучный подход к проблемам сельского хозяйства и отсутствие концепции развития отрасли.
«Мы говорили о необходимости создания фермерских хозяйств. Мы выступаем за то, чтобы люди занялись товарным производством», - заявил Бутба.
Бутба, ссылаясь на изучение опыта ведения сельского хозяйства в различных европейских странах, подчеркнул, что «наука должна быть интегрирована в сельское хозяйство».
«Судя по тому, что увидела рабочая группа на плантациях, науки там нет. Есть запущенные поля. Мне даже трудно сказать, почему так получилось», - сказал Бутба.
Он показал журналистам книгу – исследование по киви, подаренное ему в 2004 году директором НИИ сельского хозяйства Лесиком Айба. «Раньше Айба писал о том, как на 100 тысяч рублей можно заложить гектар плантации киви», - сказал Бутба.
И.о. вице-премьера крайне удивлен тем, насколько завышены сметы закладки плантаций НИИ сельского хозяйства. Речь идет о 970 тысячах рублей. В Абхазии планировалось заложить 11 га киви. Бутба отметил, что только 1,5 га киви в Гудаутском районе находится в удовлетворительном состоянии. Остальных полей практически нет.
Бутба считает, что такая культура, как киви, весьма актуальна для Абхазии, и вопрос ее реализации может решаться путем заключения договоров с крупными сетевыми магазинами в России.
Касаясь крупного овощехранилища, которое строится за счет российской финансовой помощи, Бутба заявил, что и этот вопрос не был проработан в полной мере. И.о. вице-премьера в настоящее время приходится заниматься вопросами холодильного оборудования для этого крупного и дорогостоящего объекта.
Бутба заявил и об ошибках в виноградарстве. По его словам и мнению экспертов рабочей группы, посадка саженцев винограда сорта «Ркацители» в Абхазии неуместна. Для этого сорта винограда земли и климат Абхазии не подходят.
И.о. вице-премьера также обратил внимание на то, как происходил отвод земель под плантации. «Эти земли тоже кому-то принадлежали: там были виноградники и кукурузные поля. Там изначально заложен конфликт», - сказал Бутба.
Независимые эксперты Вячеслав Ануа и Рафаэль Отырба также считают, что имели место серьезные просчеты при расходовании российской финансовой помощи на развитие сельского хозяйства. В качестве примера они привели направление средств на осваивание неплодородных земель в Очамчырском и Галском районах.
По мнению экспертов, на средства, затраченные на закладку и охрану земель, можно было поддержать крестьян, желающих производить экологически чистую сельхозпродукцию.
На вопрос журналистов о судьбе чайной отрасли в Абхазии, В. Ануа сказал, что прошлая власть загубила ее. «При Сергее Багапше на восстановление чайной отрасли было выделено 100 млн рублей, восстанавливались чайные фабрики, плантации. Однако с приходом Анкваба к власти чайная культура была названа «колониальной» и эту отрасль не стало поддерживать государство. Все средства направлялись на закладку виноградных плантаций, яблоневых садов и других фруктовых насаждений», - сказал эксперт.
По его мнению, у абхазского чая есть будущее, были и возможности реализовать крупные партии абхазского чая в РФ, в частности в компании «Майский чай». При этом Ануа признал, что «пока чай вывезешь из Абхазии, заказчики находят более дешевую чайную продукцию из Вьетнама». Вопрос чайной отрасли, также как и табака, остается открытым, заключил эксперт.
Источник: