Защита Лазаревой уповает на дипломатов
6 марта делегация МИД во главе с Сергеем Лавровым посетит Кувейт с рабочим визитом. Адвокаты россиянки Марии Лазаревой, осужденной в Кувейте на 10 лет тюрьмы, надеются на помощь дипломатов в пересмотре ее дела.
Как пишет
С ее инвестфондом KGLI работали крупнейшие госкомпании Кувейта, министерства, а также партнеры из США и Евросоюза. Благодаря безупречной репутации фонд получил контракт на разработку плана создания в Кувейте логистического хаба. Благодаря представленной фондом стратегии в стране стали строить инфраструктурные объекты, морской порт и многое другое. Однако успех Лазаревой, похоже, не понравился конкурентам.
В 2017 году генпрокурор Кувейта на основании показаний единственного свидетеля – бывшего аудитора KGLI обвинил Лазареву в хищении средств при работе над стратегий строительства хаба. Следствие не посчитало нужным провести экспертизу представленных доказательств.
По словам адвоката Лазаревой Екатерины Духиной, аргументы и документы защиты судом не рассматривались, свидетели защиты не вызывались. Прокуратура даже отказала стороне защиты в переводе материалов дела (а это порядка 1800 страниц) на английский либо русский язык. Все эти нарушения не помешали суду вынести ангажированный вердикт: 10 лет тюрьмы
С юридической точки зрения ситуация выглядит абсурдно. Даже если допустить возможность финансовых нарушений, дело россиянки нужно было рассматривать в арбитражном суде, а об уголовном преследовании не могло идти и речи. Абсурда процессу придавало то, что состава преступления просто не было. Глава Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов недоумевает: «Работы выполнены, порт построен. Со всеми расплатились. Где хищение?».
Защита подала апелляцию на решение суда, но успеха здесь пока нет. С мая 2018 года Лазарева по приговору находится в тюрьме.
Совсем уж очевидным видетельством «качества» правосудия по-кувейтски стало другое уголовное дело, возбужденное против Лазаревой. Оно находится на стадии расследования – несмотря на то, что рассыпается на глазах изумленных прокуроров. Немногим позже после первого уголовного дела, Лазареву обвинили в растрате денег фонда The Port Fund (TPF), которым управлял KGLI. Счета фонда в дубайском банке по требованию прокуратуры заморозили. Ссылаясь на невозможность в силу блокировки счетов вернуть средства инвесторам (ими оказались госкомпании Кувейта, партнеры из США и ЕС) прокурор назвал сумму порядка $500 млн. украденной. В качестве аргументации своего обвинения прокуратура снова сослалась на данные того же свидетеля – экс-аудитора.
Инвесторов не воодушевила перспектива лишиться инвестированных средств. Влиятельные компании из США настояли на разморозке счетов TPF. В феврале 2019 года все инвесторы без проблем вернули деньги. Выяснилось, что средства фонда не только не украдены – но и принесли владельцам 200%-ную прибыль!
Теперь, когда единственный свидетель генпрокуратуры себя дискредитировал, адвокаты Лазаревой требуют закрыть второе уголовное дело, провести экспертизу показаний и пересмотреть приговор по первому уголовному делу. Но вместо этих действий – казалось бы, очевидных с точки зрения права – происходят совсем уж странные вещи.
После того, как инвесторы смогли вернуть свои деньги, и расследование стало разваливаться, против россиянки в местных СМИ началась целая кампания по уничтожению репутации. В ход пошла откровенно ксенофобская риторика, а особо радикальные граждане стали призывать к расправе.
В тюрьме жизнь россиянки по определению небезопасна: там она сидит в одной камере с местными уголовницами, осужденными за воровство и убийства. В этой связи защитникам Марии, занятым в буквальном смысле слова спасением жизни женщины, определенно понадобится помощь российских дипломатов. Посольство России в Кувейте со своей стороны делает все возможное, чтобы разрешить ситуацию. 6 марта глава МИД Сергей Лавров посетит Кувейт, и, надеемся, сможет обсудить дело Лазаревой с кувейтскими коллегами.