Главная Общество В Абхазии перезахоронены останки шестерых опознанных бойцов, погибших во время войны с Грузией

В Абхазии перезахоронены останки шестерых опознанных бойцов, погибших во время войны с Грузией

Автор: Марина Агафонова

В Абхазии перезахоронены останки шестерых опознанных бойцов, погибших во время войны с ГрузиейВ Сухуме 21 июня состоялась церемония прощания с останками шестерых абхазских бойцов, 20 лет считавшихся без вести пропавшими. Их личности удалось установить в результате идентификационной экспертизы, проведенной под эгидой Международного комитета Красного Креста (МККК) в Загребе.

Экспертиза установила, что погибшие - Адик Иван Николаевич, 1956 года рождения, посмертно награжденный медалью "За отвагу", Аршба Нугзар Кучович, 1966 года рождения, посмертно ставший кавалер "Ордена Леона", Ацухба Темур Тарасович, 1972 года рождения, посмертно награжденный медалью "За отвагу", Инапшба Борис Тикуович, 1950 года рождения, кавалер "Ордена Леона" посмертно, Немальцев Руслан Владимирович, 1974 года рождения, посмертно ставший кавалером "Ордена Леона" и Шамба Адгур Султанович, 1965 года рождения, также посмертно удостоенный звания кавалер "Ордена Леона". Все они погибли во время мартовского наступления абхазской армии 1993 года во время освобождения Сухума от войск Госсовета Грузии.

Пятеро бойцов перезахоронены в Парке Славы в Сухуме, где они и пролежали неизвестными с 1993 года. Особая история с Борисом Инапшба, которого перезахоронили по желанию пожилого отца на родовом кладбище в селе Члоу Очамчырского района. Дело в том, что родные Бориса думали, что после окончания войны в 1993 году они похоронили на родовом кладбище именно его, но все эти годы их терзали сомнения.

По рассказу вдовы Бориса - директора Музея Боевой славы, Героя Абхазии Мзии Бейя, в день рождения Бориса и дни празднования Победы ее всегда тянуло в Парк Славы, где были захоронены неизвестные солдаты. «Мои чувства, как оказалось, меня не обманули», - говорит Мзия Бейя.

Когда начался процесс эксгумации и идентификации, семья Инапшба обратилась в Комиссию по пропавшим без вести при Кабинете Министров. И среди эксгумированных в Парке Славы был опознан Борис. 17 июня в селе Члоу была произведена другая эксгумация. Останки неизвестного, похороненного вместо Бориса Инапшба, перевезли в Сухум в лабораторию Республиканского бюро судмедэкспертизы.

«Это тяжело пережить, но как бы ни звучало трагично, нашей семье повезло. Мы теперь знаем, что тело Бориса будет наконец-то предано земле со всеми почестями», - сказала вдова Инапшба.

21 июня в Парке Славы собралось множество людей – среди них родственники, однополчане, друзья опознанных бойцов, руководство республики, представители общественности. Самому младшему из тех, с кем в этот день прощались – Руслану Немальцеву за неделю до гибели исполнилось 19 лет. Нескончаемым потоком шли люди с цветами. У Мемориала славы были выставлены гробы, покрытые государственным флагом Абхазии.

Выступая на митинге, министр образования Даур Начкебиа сказал, что сегодня придают земле останки еще шестерых защитников Абхазии. «Все эти годы они лежали в родной земле, но считались без вести пропавшими. Матери и отцы некоторых из них не дождались своих детей. Сегодня мы прощаемся с ними, отдавая дань памяти, и благодаря их за то, что они не пожалели свои жизни ради свободы и независимости», - сказал Даур Начкебиа.

Первый заместитель министра обороны Абхазии, ветеран войны Беслан Цвижба сказал, что ни одному народу не удавалось без жертв достижение победы и независимости. Не стал исключением и народ Абхазии. «Прошло уже 20 лет со дня окончания войны, а мы все еще хороним наших солдат. Не зря говорят, что война считается законченной тогда, когда последний солдат будет похоронен со всеми почестями, - сказал Цвижба. – Мартовское наступление 1993 года по освобождению нашей столицы было одним из тяжелых и важных. И стар, и млад тогда встали для выполнения своего долга перед родиной. Мы должны дорожить свободой, достигнутой ценой стольких молодых жизней. Низкий поклон матерям, воспитавших героев». В 1994 году Государственная комиссия при президенте Абхазии начала сбор базы данных по пропавшим во время боевых действий военнослужащим абхазской армии и мирным гражданам

Абхазии. В 1998 году абхазская комиссия официально обратилась к главе миссии Международного комитета Красного Креста (МККК) с просьбой о помощи в поиске пропавших без вести. С того момента МККК принимает активное участие в этом процессе.

 

Брат опознанного Ивана Адика – Рудольф выразил благодарность всем, кто причастен к поиску пропавших во время войны солдат. «Мы 20 с лишним лет ждали… Наша мать не дождалась этого дня, и ушла с камнем в сердце, - говорит Рудольф Адик. – Спасибо тем, благодаря которым мы сегодня с почестями хороним наших ребят».

Родственник Адгура Шамба – Вячеслав Шамба сказал, что «на любой войне не бывает без гибели, но вдвойне тяжело, когда не знаешь, где покоятся останки родного человека».

Руслан Отырба – инвалид войны первой группы, лично знал каждого из ребят, которых сегодня придавали земле в Абхазии. О каждом из них он мог рассказать, но ближе всех он общался с Тимуром Ацухба. «Этот парень родился и жил в России. Он, как многие из тех, кто побоялся приехать и встать на защиту родины, мог бы не приезжать, и не погибать. Мало кто этого заметил бы. Но он горел душой за Абхазию. Он приехал, он встал в ряды защитников Абхазии и сложил голову за нее. Мы должны всегда помнить таких ребят, - сказал Отырба. Все эти ребята младше меня, всех их хорошо помню. Сколько лет мы их ждали, искали….». Взрослый мужчина не мог сдержать слез.

Гугуца Джикирба рассказала о том, как мать опознанного Адгура Шамба – Светлана, буквально перед смертью принесла в музей боевой славы свое письмо, в котором она рассказывает, что, каждый день ждет весточки о своем любимом сыне. «Когда я проезжаю Гумистинский мост /линия фронта во время войны 1992-93 г.г./ я все время плачу, мне все время хочется закричать, позвать его!», - цитирует письмо матери сотрудница музея.

Мать Адгура также написала, что если даже останки Адгура будут найдены после ее смерти, она успеет уйти в мир иной с мыслью о том, что ее сын не погиб, что он вернется. «И вот, сегодня матери Адгура нет в живых, а останки ее сына с почестями придают земле. Она 18 лет жила в надежде, в ожидании», - сказала Гугуца Джикирба. Она рассказала о том, как погиб Адгур. Когда в марте 1993 года наступление абхазской армии захлебнулось и бойцам пришлось отступать, Адгур сумел перетащить на абхазскую сторону раненых и сам вернулся живым. 36 абхазских бойцов из батальона под командованием Фридона Авидзба попали в плен. Грузины в обмен на их освобождение потребовали командира. Фридон Авидзба решил спасти своих бойцов, и когда Адгур узнал о том, что Фридон один ушел спасать ребят, отправился следом за ним. Оба не вернулись.

Командир второго мотострелкового батальона Эшерского фронта Зураб Хаджимба выразил благодарность всем, кто принимает участие в опознании абхазских бойцов – и властям республики, и Международному красному кресту, под эгидой которого проходит процесс идентификации останков.

Навечно оставшихся молодыми похоронили под залп автоматных выстрелов. Напомним, что в декабре 2013 года были названы имена первых семерых опознанных бойцов, а в феврале этого года – еще шестерых.

В списках пропавших без вести с абхазской стороны числилось 150 человек. Благодаря проведенной работе, уже опознаны 19 из них.

Работы по опознанию тел, эксгумированных летом 2013 года в Парке славы, ведутся в лаборатории Загреба. Всего были эксгумированы останки 43 бойцов.

139 семей сдали анализ ДНК. Проведены соответствующие процедуры, результаты направлены в Загреб, где продолжаются работы по идентификации.

Источник: http://www.ainar-media.ru/news/3472/

Фото: ainar-media

Вам также могут быть интересны

Яндекс.Метрика