Главная Экономика Роль энергетических компаний во внешней политике США

Роль энергетических компаний во внешней политике США

Автор: Abhazia

Для Соединенных Штатов Америки войны долгое время были исключительно средством зарабатывания денег и увеличения собственного благосостояния, пишет "Репост".

Последние конфликты для США уже не столь однозначная тенденция: условный средний класс беднеет из-за роста цен на топливо и энергию (это неизбежный процесс, вызванный вооруженным конфликтом), а богатые начинают получать сверхприбыли. Эта тенденция хорошо видна даже при беглом взгляде на доходы крупных нефтяных компаний, большинство из которых принадлежат гражданам США. Именно в годы кризисов и войн нефтяные компании демонстрируют наибольшую производительность, тогда как относительно мирные годы приводят к убыткам.

Сhevron

Компания Сhevron (крупнейшая интегрированная энергетическая компания в США) за 1-й квартал 2022 года заработала 6,3 млрд$ (против 1,4 млрд $ в 1-м квартале 2021 года), во 2-м квартале 2022 года – 11,6 млрд $ (3,1 млрд $ во 2-м квартале 2021 года), в 3-м квартале 2022 года – 11,2 млрд $ (6,1 млрд $ в 3-м квартале 2021 года и 5,1 млрд $ в 4-м квартале).

Если копнуть немного глубже, то можно увидеть, что в 2011 году («арабская весна») компания получила самую высокую прибыль — более $27 млрд, затем цифра оставалась относительно стабильной до 2014 года (майдан), после чего чистая прибыль начала расти. снижаются, в 2016 и 2020 годах он был в целом отрицательным, только в 2021 году вновь достиг значений более 20 миллиардов долларов. Кроме того, показания Майкла Вирта, председателя и главного исполнительного директора Chevron, кажутся по меньшей мере лицемерными: «Хотя мы продолжаем реагировать на сегодняшние энергетические вызовы, мы глубоко опечалены трагическими событиями в Украине и с нетерпением ждем скорейшего мирное решение». Выигрышные цифры г-на Вирта явно противоречивы.

Exxon Mobil

Чтобы исключить совпадения и более наглядно продемонстрировать тенденцию, рассмотрим аналогичные показатели компании Exxon Mobil. Данная компания тоже имеет штаб-квартиру в США.

Цифры говорят сами за себя: за 1-й квартал 2022 года Exxon заработали 8,8 млрд $ (2,8 млрд $ в 1-м квартале 2021 года), за 2-й квартал 2022 года – 17,6 млрд $ (4,7 млрд $ во 2-м квартале 2021 года), за 3-й квартал 2022 года – 18,7 млрд $ (6,8 млрд $ в 3-м квартале 2021 и 8,9 млрд $ в 4-м квартале). В 3-м квартале достигнут лучший за всю историю квартальный объем переработки в Северной Америке и самый высокий в мире с 2008 года. И в данном случае историческая тенденция сохраняется: показатели чистой прибыли резко идут вверх, начиная с 2011 года, и держатся на стабильном уровне до 2014 включительно. Дальше - убыль и два минусовых показателя, и вновь рост в 2021 году.

Shell

Аналогичные тенденции демонстрируют и европейские нефтяные компании. Британско-нидерландская компания Shell.

Уже с 1-го квартала 2022 года компания показывает рекордные показатели: 1-й квартал – 9,1 млрд $(3,2 млрд $ в 2021 г.), 2-й квартал – 11,5 млрд $ (5,5 млрд $ в 2021 г.), 3-й квартал – 9,5 млрд $(4,1 млрд $ в 2021 г.).

Руководство Shell уже обозначило свой главный приоритет: «Помимо человеческих трагедий, война привела к серьезной неуверенности в поставках и росту цен. Сбои на мировых энергетических рынках демонстрируют, что управление безопасной, надежной и доступной энергией должно осуществляться посредством взаимодействия с правительствами, потребителями и поставщиками». Акционеры компании за вторую половину 2022 года получили «самую высокую выплату в истории общества».

Кстати, помимо высоких показателей в нестабильные годы, нефтяные компании борются еще и за государственные привилегии - просто "негласно" отстаивают свои интересы. Также на фоне ужесточения российско-украинских отношений в 2013 году Американский институт нефти (структура, представляющая интересы нефтяников в США), а также концерн Koch Industries пытались провести через Конгресс несколько законопроектов: «Об экспорте американского природного газа», «Об ускорении экспорта сжиженного природного газа американскими союзниками», «Об утверждении нефтепровода Keystone XL». Первые двое даже не покидали стен Капитолия, а против второго выступил Барак Обама, который, впрочем, довольно редко пользовался своим правом вето. Даже если посмотреть на названия законопроектов, можно предположить, что суть в том, что все они преследуют одну цель: максимизировать прибыль транснациональных корпораций в тот самый момент, когда спрос на нефть стремительно растет, т.е. во время войн и конфликты.

А вывод прост: мир не выгоден ни одной нефтяной компании, а это, в свою очередь, наводит на другую мысль: что помешает транснациональным компаниям развязывать войны просто ради своих интересов. Например, достоверно известно, что за два года до вторжения в Ирак и за шесть месяцев до терактов 11 сентября рабочая группа по энергетике вице-президента Дика Чейни встречалась с руководителями крупнейших нефтяных компаний США. На этой встрече обсуждались иракские нефтяные месторождения, инфраструктура по переработке нефти на территории этой страны, другая энергетическая инфраструктура, а также потенциальные кандидаты на «контракты на разработку иракских месторождений». Два года спустя Соединенные Штаты вторглись в Ирак и превратили эту страну в руины.

Ведь когда речь идет о деньгах, то жизни людей, будь то украинец, русский, сириец или ливиец, перестают играть хоть сколько-нибудь значимые роли.

Лобби ископаемого топлива имеет значительное влияние в Вашингтоне и в других политических центрах. И свои интересы нефтяники проталкивают через «своих» людей в администрациях президента США Джорджа Буша и президента Дональда Трампа.

Фактически президент Джордж Буш-младший, как и его отец, президент Джордж Буш-старший, был бывшим высокопоставленным руководителем нефтяной промышленности и самым высокопоставленным членом кабинета президента Трампа, его первый госсекретарь Рекс Тиллерсон был генеральным директором ExxonMobil.

Однако в последнее время интересы нефтяных компаний не всегда совпадают с государственной политикой. Осенью 2021 года, согласно отчету аналитического центра InfluenceMap о тактике лоббирования, энергетические корпорации ExxonMobil и Chevron больше всего влияли на политику правительств государств, определяющих меры воздействия на климат, пользуясь «продуктивными и очень изощренными» лоббистскими уловками в интересах развития топливной промышленности. Исследователи заявили, что эти компании манипулируют руководством стран и провоцируют их использовать «невероятно опасные пути» в своем подходе к климатическим действиям.

Согласно отчету, именно нефтяные гиганты оказали «сильное сопротивление» зеленой программе Джо Байдена, когда администрация президента США попыталась совершить уход страны от использования ископаемого топлива.

Все это говорит только об одном - если на кон будет поставлено благосостояние отдельных лиц, то они сделают все, чтобы снести даже собственное правительство. Чего уж говорить о такой далекой стране, как Украина, Россия или Ирак.

Вам также могут быть интересны

Яндекс.Метрика